К

Кесарю кесарево

13 февраля 2014
4 комментария
время чтения ~7 минут

Вопрос о человеке, о его личном предназначении и роли в жизни общества интересен и вечен. Как разумное существо человек обречен на постоянное постижение самого себя, на объяснение и понимание происходящего вокруг. Порой создается впечатление, что о человеке уже все сказано, и все известно. Стоит ли изобретать велосипед, когда он уже есть? Возможно, достаточно взять и прочесть то, что уже написано умными людьми и не заниматься самоисследованиями и рассуждениями на хорошо изученную тему. Но так уж устроен человек: всегда ищет, сомневается, считает себя первопроходцем жизни. Чтение полезно, когда заставляет думать, когда затрагивает эмоции и подвигает к созидательному действию.

Считаю, что рассуждать о человеке, несмотря на имеющийся солидный багаж знаний и информации, накопленный тысячелетиями, полезно каждому. Мудрость поучительна опытом, но это чужой опыт. Готовое знание без преломления и осмысления не принесет такого результата, как самостоятельное погружение в проблему. К тому же, жизнь настолько личностна и индивидуальна, формы человеческих отношений разнообразны, а мир человеческой психики чрезвычайно изменчив, что знания и информация о человеке постоянно обновляются и совершенствуются. Геном человека вызывает непреходящий интерес у ученых, которые постоянно делают открытия о неизвестных способностях человеческого организма, отодвигая границы возможного. К тому же, личный опыт воспринимается поучительнее и эффективнее, чем поучение и назидание со стороны.

В моих рассуждениях тема человека ключевая. В этой работе, которая будет представлена небольшим циклом рассуждений, речь вновь пойдет о человеке, о себе, о нас, о том, что в каждом из нас сокрыто.

Мне интересны причины происходящего вокруг и роль каждого из нас в этом мире. С глобальным предназначением более-менее понятно - продолжать жизнь. Но как применить и навьючить конкретного человека общезначимой миссией? В чем избранность и каков личный замысел каждого из нас, если он, конечно же, есть? Как найти меру между ожиданием и тем, что есть в действительности? Как радоваться, когда жизнь, по большому счету, штука сложная и тяжелая? Как всегда вопросов много, а ответов недостаточно. Эти вопросы волновали и наших предков и тех, кто жил на заре человеческой цивилизации. Рассуждать о человеке никому никогда не воспрещалось, другое дело, что желающих заниматься этим непростым делом всегда немного. Значительно больше любопытствующих и передающих информацию, желающих посудачить да покритиковать, нежели вдумчиво погрузиться в проблему "Что есть человек".

Первоначально с зарождением цивилизации круг профессий не был широк: собиратели и охотники, затем земледельцы и животноводы, ремесленники. Со временем появились любомудры, затем философы, объясняющие всё, но ничего конкретно. Нынче, услышав названия некоторых специальностей, не каждый сразу сообразит к какой сфере деятельности относится данная профессия. Столько всего наизмышлял и изобрел человек, чтобы жизнь была комфортнее и радостнее, что становится сложно жить. Будешь выглядеть как минимум чудаком, если верхом на коне приедешь на работу. А если обуешь лапти, подумают, что и вовсе чокнулся. Никому в голову не придет выбросить телевизор или отключить интернет: как же без связи с миром? Хотя, по-моему, телевизор не самая нужная вещь в доме. Во всяком случае, не нужно тратить значительную часть жизни на него.

Но и для первобытных охотников и собирателей, и первых земледельцев и животноводов, и средневекового ремесленника, и современного дизайнера, вопрос о том "Что есть человек", всегда был и есть актуален. Возможно, формулировки вопросов в разные эпохи звучали несколько иначе, но ответы были такие же пространственные и со множеством подтекстов. Мысль предыдущего поколения, высказанная прогрессивными умами своего времени, воплощается в жизнь и становится массовой для последующих поколений. Все, что с нами происходит сейчас, уже когда-то имело место. Возникающие проблемы имеют известные алгоритмы решения, но мы считаем, что все происходящее с нами ново, поэтому не придаем значения чтению, не считаем действенным способом постижения истины обращение к истории.

Часто слышу, как люди высказывая отношение к действительности, сетуют, что раньше была жизнь иная, другие времена, другие нравы. Причем, склонны считать, что жизнь которая была когда-то, или, во всяком случае, жизнь других, значительно лучше и проще. Спорить с этим утверждением бессмысленно, никто не жил в предыдущую эпоху, знает о ней по свидетельствам истории, причем не всегда достоверным. И, тем не менее, высказываться и иметь собственное суждение никому не запрещено. Главное, чтобы не было слепого отрицания и категоричного заверения в непреложности собственного мнения. Истина всегда где-то рядом, и каждое суждение имеет право на жизнь, ведь оно исходит от человека. Другое дело, будет ли оно жить, зависит уже от тех, кто это суждение услышит и оценит. Порой изо всех сил старается человек умно высказаться и произвести впечатление, что остается один со своими речами. Молчание выступает своеобразной прививкой против глупости. Не получив одобрения, иногда глупость так далеко заходит, что для того, чтобы ее остановить, приходится применять насилие, и эти действия считают уже негуманными. Народ, скорее, примет и поддержит глупое, если увидит, что на него направлена сила. В крови человека чувства справедливости. Но такая ложная справедливость больше похожа на малодушие и слабость. Мы согласны слушать и терпеть, чтобы только не быть ответственными за происходящее. Считаем, что это лишнее для нас - глупые речи лишних людей. А ненужных и лишних людей не бывает. Интересная мысль по этому поводу у Ницше: "Для лишних людей придумано государство". И другая, не менее интересная мысль, несколько категоричная, даже отмечу, обидная: "Где кончается уединение, там начинается базар; и где начинается базар, начинается и шум великих комедиантов, и жужжанье ядовитых мух. В мире самые лучшие вещи ничего еще не стоят, если никто не представляет их; великими людьми называет народ этих представителей. Плохо понимает народ великое, т. е. творящее. Но любит он всех представителей и актеров великого. Не поднимай руки против них! Они—бесчисленны, и не твое назначение быть махалкой от мух".

Базарные люди - конечно же, несколько обидный эпитет. Каждый думает, что за этими нелестными эпитетами стоит, как минимум, сосед, как максимум - "проскочивший" в политику дилетант. Но только не он, читающий и думающий. Почему же имеют место утверждения об избранности и превосходстве одних над другими? Почему некоторые люди противопоставляют себя другим, относят в касту избранных? Ведь это люди устанавливают и правила поведения, и нормы отношений, и моду на образ жизни. Причем, мы все сопричастны с данными установлениями. Тот, кто считает, что выполняет чью-то волю, что он не имеет прямого отношения к тому, что происходит, заблуждается. Воспользовавшись достижениями цивилизации, получив необходимое, чтобы сформироваться как личность, в определенный момент человек осознает, что в жизни происходит нечто такое, что противоречит его убеждениям. Откуда у него возник такой диссонанс? Мог ли он, не пользуясь благами, добытыми предыдущими поколениями, стать тем, кто есть? Критиковать и осуждать мастеров много, но немало и тех, у кого слово не расходится с делом, является достойным примером для претворения в жизнь.

Стоит отличать всем недовольных горлопанов от критиков, желающих перемен и предлагающих разумное решение проблем. Конструктивная критика не содержит осуждения, она основана на логическом объяснении и предлагает способы совершенствования ситуации, имеет четкую позицию и самостоятельность мышления. Тот, кто критикует осуждая, не предлагая действенного и позитивного решения проблемы или изменения ситуация, пытается отграничить себя от окружающих, от действительности. "Я не такой как все, я другой", - громко заявляет о себе несогласный с большинством. Трудно понять, в чем он другой: живет в одно и то же время, пользуется одними и теми же благами, имеет физическое и физиологическое подобенство. Возможно, неразумной смелостью в выражении себя отличается. Так это не делает его другим. Он, как и каждый из нас, представитель одного животного вида - человек. Дайте ему только взойти, или хотя бы прикоснуться к власти, чтобы понять, что он один из многих. Отграничиваться от человека не стоит, целесообразнее отличаться. Мы разные и свою "разность" должны развивать. Допустимо употребление "другой" не в смысле противопоставления людям, а как определение некоторого развития и изменения по отношению к себе прежнему. Мы ведь, усваивая определенные знания, расширяя эрудицию и кругозор, приобретая опыт жизненного взаимодействия, изменяемся. Наш характер закаляется и преображается в зависимости от результативности дел и активности в жизни. И темперамент поддается корректировке при целенаправленной работе над собой.

"Другой" можно употребить и в отношениях мужчина-женщина. Не как порядковый номер в постели, а "другой" как представитель противоположного пола.

Наверное, не задумываясь о значении слов, употребляет их человек. Если бы только от недостаточного понимания лексического смысла злословил человек, то не такая бы великая была беда, есть повод улыбнуться. Но ведь чаще сознательно человек употребляет "другой", как довод, что он не вместе со всеми. Вопрос тогда "С кем?". Чем он превзошел всех и что особенного имеет, что отграничивается и не является частью системы? Мы все представители одной большой системы, маленькие штрихи и краски одной большой картины. Наше отсутствие, возможно, будет незаметным и роль не столь значительна, когда есть рядом люди, способные нас заменить, выполнить нашу работу. И даже от того, что гении умирали, жизнь не останавливалась, доказывая, что незаменимых нет. Увы, несколько печально, но ведь это так. Многие проблемы перестанут быть неразрешенными и откроется новое видение жизни, если мы осознаем, что не одиноки в этом мире, что вокруг такие же люди, как и мы. И у каждого свои проблемы и каждому свое горе чернее. Это надо принимать как непременное условие совместного проживания, чтобы чаще находить радость и ощущать себя счастливым.

Государство - не монстр, подминающий людей, это люди создают государство и имеют то, что заслуживают. Чтобы улучшить существующее, надо начать с себя, со своего совершенствования и развития. Поступательное, эволюционное развитие эффективнее, несмотря на то, что плодами достижений будут пользоваться наши потомки. Таков закон истории: каждое последующее поколение живет лучше предыдущего. И жизнь никогда не была легкой, критерии ее оценки изменились. Человек становится притязательнее. И если создается впечатление, что человек лишний, то в этом он повинен сам. Не прислушался к себе, не услышал окружающих и неверно оценил себя. "Кесарю кесарево" - библейское изречение, подытожившее наблюдение за тем, как люди, по-разному себя развивая, становятся разными и по этой причине имеют разные возможности. Никому нет препятствий для достижения целей, если они нравственны. Человек чаще всего не согласен с действительностью, потому что не удовлетворен, потому что его желания не реализуются. Желать следует разумно! К тому же, только желать недостаточно, надо действовать и пробовать. Благородные помыслы не облагораживают человека, таким его делают поступки. Нереализованные, но заявленные желания, опустошают и принижают значимость. Мы сравниваем себя со своими соседями и хотим себе жизни лучшей. А сравнивать надо себя сегодняшних с теми нами, которыми были вчера.

История говорит, что нельзя перепрыгивать в историческом развитии через эпохи, можно скатиться назад. А мы спешим. Чтобы не было так грустно, может, перестанем сравнивать, а будем жить осознанно, согласно времени и достижениям нашей цивилизации, созданной нашими предками?

Согласитесь, тема "Человек" интересна противоречивостью суждений. И если одному кажется лишним очередное рассуждение о нашей общности, то другой его должен услышать. Иначе зачем мы в этом мире?

13.02.2014

О свойстве изменяться  Ранее
Далее  Человек на время или время для человека

Комментарии

user_image
Анна

Мы имеем то, что заслуживаем, -мысль не нова, но интересно читать ее интерпретацию. Понять и принять происходящее, как само собой разумеющееся, как результат собственного усердия, а может и лени, так же же означает, что надо адекватно оценивать себя. Честно признаваться в том, что есть люди, которые умнее и лучше. К ним бы прислушаться, да поучиться уму-разуму. Всё это сложно! Мы хотим жить как соседи-европейцы, но мы-то другие и с другой историей.И Автор в этом, бесспорно, права.

user_image
Макс

Прежде чем сказать кому-то горькую правду, смажь медом кончик своего языка (Арабская пословица).

Конструктивная критика - это критика, после которой становится ясно, как исправить ошибку и не допустить похожую в будущем. Но часто ли нам приходится сталкиваться с трезвомыслящим мнением окружающих по поводу нашей деятельности? Можно пересчитать на пальцах, сколько раз нас критиковали по делу и удивиться, что в большинстве случаев именно неконструктивной критикой нам отбивали желание работать и совершенствоваться. Чтобы научиться принимать любую критику, нужно, прежде всего, самим правильно определять границы разумного вмешательства в чужие дела и пространство души.

А чего заслуживает человек? В абсолюте, жить счастливо, в любви и достатке. А кто ему это даст? Вот тут и начинаются проблемы. Родители? Государство со своей системой социальных гарантий? Окружение (друзья, соседи, полезные контакты, сослуживцы)? Супруг(а), выросшие дети? Список можно продолжать.

Наши претензии ко всем перечисленным мы представляем достаточно хорошо. С ответственностью перед ними уже посложнее. Где же та грань, разграничивающая циничного эгоиста и транжирующего свою внутреннюю суть альтруиста?

user_image
Н.В.

Мне нравится мысль автора о том, что у человека есть только две дороги: первая - к себе, вторая- от себя. И каждый выбирает по себе. А в чем наше предназначение? Найти свое место, себя и определиться с собственной миссией. Как сверхзадача - стать счастливым, ибо пока не сделаешь себя счастливым - не сделаешь ничего для счастья окружающих. А счастье не во вне, а внутри нас. И, мне кажется, это состояние есть константа, неизменная во времени и пространстве. Так было и в античной Греции, и в Средневековой Европе, и в новейшее время.

user_image
WW

Конечно, мне "в голову не придет выбросить телевизор или отключить интернет". Без этих благ цивилизации уже как-то сложновато. Месяц я была без компьютера (был в ремонте), казалось, что связь с миром нарушена.

Вся беда человека в том, что он зацикливается на своей персоне, на своих проблемах, жалеет себя. Согласна с Н.В. нужно учиться быть счастливым. Мы можем быть слабыми, можем быть несдержанными. Но когда мы начинаем анализировать, размышлять, почему мы попадаем в такие ситуации, уже приобретаем некоторый опыт. Мы учимся мыслить. Постепенно мыслить позитивно, понимая, что некоторыми своими поступками обижаем людей, а себя тем самым загоняя в одиночество. Надо учиться дисциплинировать свой разум, контролировать свои мысли, отбрасывать все лишнее: страх, сомнение, уныние, комплексы, зависть и т.п., учиться видеть хорошее в людях, быть доброжелательными. Меняются поколения, меняются исторические эпохи, а человек все ищет ответа: для чего он в этом мире?

Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий