Что позволяет нам судить о людях, выносить вердикты и давать оценки? Наша самоуверенность, зазнайство, а может и чувство зависти? Или всё же неравнодушие и вдумчивое отношение ко всему, что происходит вокруг, ко всему, что мы слышим и видим. Возможно, таким образом проявляем отношение и участие, вынуждаем задумываться и изменяться. Но всегда ли мы при этом объективны и справедливы? "Не суди да не судим будешь", - вспоминается христианская заповедь. Порой рад был бы промолчать, но не можешь, выговариваешься. А слово не воробей, вылетит - не словишь. Чаще всего люди обижаются, когда слышат о себе правду. Правду горькую и скрываемую. Ложная молва, даже если она и клевета, обидна, но не столь болезненно воспринимается. Не имея оснований, наговорное быстро отпадет, а вот пересуды, обнажающие сокровенное, а, следовательно, и не желаемое быть известным, наносят глубокие раны.
Сказать или промолчать? Сделать вид неведения или все же показать "кузькину мать"? Решает человек сам. На принятие решения влияет непосредственно как его характер, так и уровень интеллекта, и все та же культура поведения, и, конечно же, само отношение к человеку. От того, насколько он нам симпатичен, будет зависеть, промолчим или поучаствуем в обсуждении. Не каждый при этом задумывается, что и он такой же объект внимания и пересудов. И чем активнее в добыче и передаче сведений о других людях, тем и оценки и отзывы негативнее о нем самом. О людях надо говорить, иначе стимул для развития и изменения будет слабым. Но разговоры следует вести по делам, не затрагивая способностей и личных качеств, и говорить непосредственно с тем, кого намеревался обсудить. Задача не из простых, поэтому, не будучи уверенным в способности повести разумный и не обидный диалог, предпочитаем промолчать. А если и разговариваем, то чаще за глаза. Так проще.
Но умеем ли мы быть беспристрастными? Можем ли высказать мнение о человеке, не обидев его при этом? Себя, конечно же, возвеличим, а вот другого при этом можем и унизить. И дело не столько в конкуренции за лучшее место под солнцем и не в нашем желании блеснуть и показать себя с наиболее выгодной стороны. Дело скорее в нашем непонимании и близорукости, в неумении вызывать интерес кроме как выдавая тайны других и активно их обсуждая. Не видя человека, не вникая в его суть, критикуем индивида, даем оценку личности и считаем, что имеем на то основание.
Что же заставляет быть словоохотливым и болтливым, категоричным и безапелляционным? Можно найти оправдание в гордыне и тщеславии, можно обвинить человека и в скупости на похвалу, и в зависти. Всегда найдется причина, объясняющая, почему мы так сделали, так сказали. Т.е. установим "крайнего", виновного и редко признаем свою неправоту и неправомерность для осуждения. Заявляем о необходимости уважительного отношения, но не всегда проявляем гуманность и снисхождение.
В чем суть гуманизма? В человеколюбии и толерантном отношении. Я против молчания и умалчивания, я правдолюбец и приверженец справедливости. Я слышу разное, и многое меня возмущает, но я при этом все реже и реже проявляю несогласие и возражения. Однако ощущаю растущую в себе категоричность и протест. Но я не Дон Кихот и не сражаюсь с ветряными мельницами, и не мое это занятие - "по секрету всему свету". Неужели я стала безразлична и мне нет дела до происходящего и разносящегося вокруг? В поисках ответов на жизненные вопросы все чаще и чаще задумываюсь о человеке, о его поведении, причем о конкретном человеке и о конкретном поведении. В результате становится понятным мотив его поведения, его словоохотливости и активного участия в передаче сведений из уст в уста. Не запоминаю чужих тайн и не участвую в пересудах, стараюсь пройти мимо, но понимаю тех, кто любит посмаковать чужой информацией. Стоит ли при этом указывать человеку на нетактичность и дурной тон такого общения? Считаю, что стоит выражать свою позицию, свое мнение, но спокойно, без особого азарта и пыла. Никто никого изменить не сможет до тех пор, пока человек сам не пожелает измениться. Мы можем поспособствовать, поучаствовать, стать причиной, но не целью преобразования индивида. Как только ставим цель найти себя в другом, изменить другого так, как нам это надо и удобно, мы теряем. Теряем равенство, растим превосходство, теряем доверие и взращиваем сомнения, причем обоюдные. Теряем себя, но об этом даже не догадываемся, ведь нам кажется, что приобрели очередное влияние. Мы размываем индивидуальность, обобщая и навязывая свой стиль поведения и отношения.
Стремясь заинтересовать собой, своими речами, не задумываемся, что интерес преломляется и на нас отражается. Нам должны быть интересными те, кто нас слушает, кто рядом с нами. И говорить с людьми надо на языке простом и понятном, не опускаясь до клоунады и примитивизма. А многие, даже "умные лекторы", чтобы завладеть аудиторией рассказывают анекдоты, не всегда уместные и по-настоящему смешные, не чувствуют уровня слушателей и выбирают тон изложения снисходительно-примитивный. Не думаю, что понимают, что смешны при этом. И снисходительность уже проявляет слушатель, давая возможность выговориться крайне неинтересному лектору. Однако всегда найдется тот, кто запротестует и не сможет вынести демонстрацию глупости, изобилующую умными фразами. Объяснить и доступно донести можешь лишь то, в чем сам хорошо разбираешься. Научить можно тому, чему сам обучен и к чему имеешь способность. Всегда стоит учитывать мотив и причину, по которой тебя люди готовы слушать. Давать каждому то, зачем он пришел и что желает получить. Основа отношений - общение, и оно должно быть гибким и интересным. Если не возникает желания беседы с человеком, отсутствуют мотивы услышать его, то и желание развить отношение вряд ли пробудится.
Не опускаясь до низкого, не роняя достоинства, но непременно наклоняясь и поднимаясь, открыто глядя в глаза - следует так выстраивать отношения. А для этого надо быть в форме: расширять кругозор, повышать компетентность и следить за речью. Круг лиц, с которыми желал бы общаться, определяется заинтересованностью и видением мотивов для саморазвития. Тогда уместен вопрос: "Зачем принимать участие в пересудах, если отношения с этим человеком устанавливать не собираетесь, если он вам безразличен?" А если он вам еще и не приятен, так зачем смаковать негативное? Неужели по причине доказательства своего превосходства, желания отмежеваться и показать свое неприятие? Практичнее и разумнее проявить сдержанность и уклониться от такого разговора, ведь вы не желаете, чтобы о вас заговорили, как о неприятном и недоброжелательном человеке. Не стоит превращаться и в фарисеев, когда при отсутствии искреннего желания высказаться, присутствует надобность это сделать, так как человек является для вас выгодным контактом. И в таком случае будьте сдержаны и тактичны, кроме словесной шелухи существуют иные способы выражения отношения. Фарисеи, как никто другой, способны на предательство. И людям хорошо об этом известно. Подпевал никто не любит и даже те, кого они восхваляют, их просто используют. Не стоит мельчать и мельтешить, заискивая перед теми, кто статусом выше. С людьми "другого бюджета" мы зачастую теряем равенство и попадаем в зависимость.
Кто-то, чтобы оградить себя от влияния других людей и вовсе сторонится общения, от него редко услышишь собственное мнение. Люди, чтобы не провоцировать
негодование, часто не свои мысли выражают, а передают мнения и суждения других,
порой даже не замечают, что невольно утрачивают способность самостоятельного мышления. Конечно, ответственно дать оценку происходящему, выражать мнение, его для начала нужно иметь. Спешим воспользоваться цитатниками и подсказками из интернет-сетей, ссылаемся на авторитеты. Почему мы боимся проявлять самостоятельность в самовыражении и высказываниях? Высказываться следует выражая собственное отношение к делу, а не оценивая другого человека, тогда критика в наш адрес будет минимальной. Вспомнилось из истории Речи Посполитой право депутатов сейма - "либерум вето". Право запрета без объяснения. Не хочу, не согласен, и точка на этом. В результате кризис и разлад. Не умеем учиться ни на историческом опыте, ни на личном, хотя эту необходимость понимаем. Только как её применить - не знаем.
Учиться надо. Учиться всему и самая важная наука - гуманизм. Избитое слово, даже оскомину вызывает. Но то, что многие о нем говорят, не означает, что нового в нем нет, что все известно и понятно. Как раз это самое непонятная и замысловатая наука, иначе интерес к ней так долго бы не поддерживался. Видеть в другом себя, понимаю, как возможность изменения не другого, а самого себя. Что не нравится в другом и что притягивает в нем, должно стать мотивом для саморазвития. Действительно тогда понятнее и человек и его поведение. Но как быть с растущей категоричностью и несогласием? И здесь учиться надо. Мой учитель принимает всех - это Природа. Природа лишь в том случае мастерская, когда человек себя преобразует, не нарушая ее величия и неповторимости. Жить надо сообразно природе, жить в согласии с природой, тогда многие чувства станут доступны человеку, эмоции управляемы, а несогласие будет выражаться тактично и обоснованно. От простого чувственного созерцания реальности к умному постижению и формированию самого себя.
Умных речей везде и всюду многовато, а вот тишины, необходимой для рождения красоты, не достает. Откройте в себе тишину, если нет для её возникновения внешних источников, и вы почувствуете иной мир, иных людей. Я не веду речь о смирении, я говорю о способности останавливаться и замирать в минуты особого волнения. Вроде бы вокруг всё те же люди и они что-то говорят, но ощущения внутреннего покоя, родившие красоту, настолько сильны, что не позволяют опускаться, наклоняться... Нужно почувствовать вкус жизни, нужно желать жить и радоваться тому, что живешь. Исходить из того, что все поправимо и все скоротечно. Упущенное не вернуть, но возможно изменить к нему отношение. Сказанное трудно забыть, но можно приложить усилия, чтобы его не вспоминать. Что я могу сделать и что я могу отдать, чтобы радость меня не оставляла, чтобы мгновения ощущения полноты бытия повторялись вновь и вновь? Не тратьте жизнь на пустое, отнимающее время для радости. Состояние душевного равновесия редко, возможно многим покажется непонятным и вымышленным. Но что есть человек? Воображение и воплощение природы. Все в нем заключено. И если устали слышать лишнее, ищите нужных людей. Учитесь разговаривать на темы, инициаторами которых сами будете.
Вспомнилось изречение Ницше: "Мои речи не для этих ушей". Возникло желание поговорить, но прежде послушать.
Так что же стало поводом для сего размышления. Лекция. Лекция одного человека, который два дня что-то говорил, но так ничего и не сказал. А может я не услышала. Время унесло кусочек моей жизни, и что я могу при этом сказать? Слова благодарности лектору за возможность подумать и потренировать толерантное отношение.
09.10.2013
Прекрасная тема и очень необходимая на сегодня. Как часто только начиная слушать собеседника и слегка поняв его, мы тут же выставляем наружу своё Я, начинаем махать руками и говорить я знаю, я скажу. Чаще мы забодимся о своем имидже, выгоде и только на них и замкнуты, стараясь раскритиковать собеседника мы встоём на него как на пъедестал, чтобы казаться умнее и выше. А если бы послушали и ставили его интересы выше своих, то увидели что его беспокоит прежде всего к чему не равнодушен и даже критикуя кого-то он говорит прежде всего о своих ограничениях. И помогая ему сняв его ограничения или недопонимания, мы находим благодарного клиента, налаживаем отношения с другом, у нас появляется новый знакомый.
Хорошо бы ещё по этой теме были бы работы.
Спасибо.
Читаю новую работу, нравится, соглашаюсь. Ощущение того, что эти мысли уже и мне приходили... И вдруг выстрел: "Умных речей везде и всюду многовато, а вот тишины, необходимой для рождения красоты, не достает. Откройте в себе тишину, если нет для её возникновения внешних источников, и вы почувствуете иной мир, иных людей".
Откуда это? Эта мысль на уровне Откровения. Будто эти слова вложены Автору кем-то свыше.
Читаю дальше, опять выстрел. После цитаты Ницше новое Откровение: "Возникло желание поговорить, но прежде послушать".
Лучше я помолчу.
Умных речей везде и всюду многовато, а вот тишины необходимой для рождения красоты, не достает.
Думаю, что тишина это еще один способ общения, которым можно выразить различный спектр чувств, не обижая, а дав возможность человеку понять его возможную ошибку. Еще, уверен у каждого из нас были случаи в жизни, когда ты просто молчишь с человеком и вам обоим все понятно, о чем вы думаете.
Православные монахи считают совершенством общения с Всевышним, когда это происходит в тишине. Так и говорят : я разговариваю с Господом.
"Посидим, помолчим не о чем", Ю.Шевчук
"То ли он ничего не сказал, то ли я не услышала?". Замечательный поворот. Собственно, Автор допускает: не я читаю книгу, это книга читает меня. При таком повороте, при таком угле зрения, всегда есть возможность что-то открыть в себе и что-то изменить. И этот процесс никогда не должен иссякать. Очень непростым мне кажется вопрос о готовности оценить, покритиковать, посмаковать над слабостями, недостаткам и несовершенством других. Очень язык обывательский чешется. Редко, но встречала людей не просто деликатных, но не допускающих и не позволяющих себе заглядывать в замочную скважину и рыться в чужом белье или глазу. А вот от самоуверенности это или от неуверенности ответить не берусь. Хотя мне ближе и понятнее видеть причину в осознании собственного несовершенства. Нужно ли говорить, если есть, что сказать? Все-таки, по обстоятельствам и по возможным последствиям. То есть, с осторожностью. Не всегда, далеко не всегда получается, к сожалению. Согласна: очень быстро человек научается говорить, а затем всю жизнь учится молчать. Спасибо.