Дорога от Абано Терма до Флоренции в 220 километров пролетела быстро и интересно. За окнами машины мелькали пейзажи Тосканы, настолько красивые, что, даже употребив слово "прекрасные", невозможно передать всего увиденного. Тоскана - не только одна из красивейших, но и из богатейших на памятники культуры область Италии. Регион западной своей частью простирается вдоль побережья Тирренского и Лигурийского морей, на востоке углубляется в центральную Италию, с севера замыкается вершинами мраморных гор и на юге расстилается холмами. Тосканское побережье обрамляется цепью больших и малых островов. Столицей региона является Флоренция.
Сын заранее подготовил сообщение о Флоренции и своим рассказом, насыщенным малоизвестными фактами, усиливал наш интерес к одному из самых замечательных городов Италии.
В отель прибыли раньше времени заселения, хозяева оказались милыми настоящими итальянцами. Угостив кофе и холодной водой, снабдив картой города и подробнейшей информацией с рекомендациями, что следует осматривать и чему уделять большее внимание, предложили нам погулять пару часиков по окрестностям отеля.
Мы настолько увлеклись осмотром города, что в первый же день осмотрели практически все значимые объекты Флоренции. К слову, исторический центр Флоренции небольшой. Если не заходить в музеи, осмотреть его внешне можно за полдня, что, впрочем, мы и сделали. Поскольку на Флоренцию выделили три дня из нашего маршрута, решили в первый день поверхностно все осмотреть, чтобы иметь визуальное представление о городе, а в оставшиеся дни посетить музеи и неторопливо пройтись туристическими маршрутами. Получив подробнейшие рекомендации от владельца апартаментов (он оказался знатоком истории и любителем искусства), экскурсию по городу начали не так, как предлагают туристические фирмы. Главную площадь с Дуомо оставили, что называется, на десерт.
Несколько слов о Флоренции. Город относительно небольшой: в нем проживает менее 400 тысяч человек, если не включать его окрестности. Расположен на холмах по берегам реки Арно. Известно, что возникновение Флоренции связано с Юлием Цезарем, который приказал основать на этом месте военное поселение. В средневековье Флоренция, что в переводе означает "цветущая", пребывала в тени славы более известных соседей - Лукки и Пизы. Однако уже с 12 века с установлением коммуны начинается экономический расцвет, а с ним и рост политического влияния города. В XIII веке во Флоренции чеканились собственные монеты, являющиеся общеевропейской валютой. Флоренция постепенно захватывает окрестные территории и становится столицей Тосканского герцогства. В 1434 году к власти пришел род Медичи, который сыграл огромную роль в истории города. Наиболее известными представителями были Козимо-старший и Лоренцо Великолепный. Род Медичи превратил Флоренцию в крупнейший культурный центр Европы, неслучайно ее называют музеем под открытым небом. А как много известных великих людей искусства жило и творило во Флоренции!
Признаюсь, что от увиденного не только шла кругом голова и захватывало дух, но и способность восприятия достигла предельности. Изобилие и несчетное количество шедевров искусства оказались сложным экзаменом на внимание и память. Душа парила, мозги не желали напряжения, сознание просто расслаблялось в удовольствии и наслаждении прекрасным. Я не стану описывать культурные ценности и достопримечательности великого города, информации в интернете предостаточно, а лишь поделюсь некоторыми впечатлениями. Понадобилось несколько дней, чтобы описать ощущения от увиденного. Обычно описываю ежедневно, а вот с Флоренцией и Сиеной так не получилось. На душе хорошо и возвышенно было, а от многочасовых прогулок и осмотра города по жаре в 38 градусов тело не ощущалось, усталость валила с ног. Требовалось время, чтобы переварить увиденное.
Посетили Галерею Уффици, музеи в Базиликах Санта Кроче, Санта Мария Новелла и многих других, осмотрели площади и памятники старины. Одной из первых посетили Базилику Санта Мария Новелла, на одноименной площади, на которой в средневековье устраивали забеги квадриг (конские ристалища, учрежденные Козимо I). Эта церковь основана на месте более старинной, и поэтому названа Новелла (новая). Многие росписи собора выполнены Доменико Гирландайо (среди его помощников был и Микеланджело, в ту пору мальчик-ученик), распятие Брунеллески и работы Филиппино Липпи и Боттичелли. Следует отметить также "Троицу" Мазаччо (1428): во многом ознаменовавшая переход живописи к эпохе Возрождения, это первая каритна, в которой использованы законы перспективы. Позднее, в конце XVI века, многие более древние фрески были замазаны картинами Вазари. Базилика Санта Кроче расположена в восточной части исторического центра. Это францисканская готическая церковь, знаменитая фресками Джотто и гробницами великих людей Италии. В церкви похоронено около 300 знаменитых флорентийцев: деятелей культура, науки и политиков. Вход в церковь платный, даже пришлось постоять в очереди за билетами, чтобы увидеть захоронения Микеланджело, Макиавелли, М. Огинского (земляк, написавший известный полонез "Прощание с Родиной"), Галилео Галилея, (уроженец Пизы, большую часть жизни проживший во Флоренции), Маркони и многих других. Музей Санта Кроче охватывает комплекс бывшего монастыря с трапезной, капеллами и дворами. Среди экспонатов - произведения флорентийской живописи и скульптуры XIV- XVI веков. Внутреннюю дрожь и волнение испытали при посещении музейного комплекса. Не верилось, что видим и прикасаемся к величайшим творениям мирового искусства. Хотелось просто молчать, впрочем, несмотря на большое количество туристов, тишина царила в залах музейного комплекса. Только она и время наиболее точно и полно могут поведать о пережитом и запечатленном многовековой историей. Его нужно видеть и чувствовать.
Как мы не старались сделать полное фото Санта-Мария-дель-Фьоре, кафедрального собора Флоренции, у нас ничего не вышло. Даже в один из дней пришли к семи часам на площадь, чтобы рассмотреть Дуомо в отсутствии туристов. Грандиозно, величественно и торжественно смотрится Собор, спроектированный так, чтобы в нем вместилось все население Флоренции того времени (90 тысяч человек). Размеры собора: длина — 153 метра, ширина в трансепте — 90 метров. Интересна история купола, созданного по проекту Филиппо Брунеллески, выполненного в форме яйца из камня и без возведения строительных лесов. Стены собора со внешней стороны облицованы полихромными мраморными панелями различных оттенков зелёного и розового цветов с белой каймой. В интерьере собора выделяются необычные часы, созданные в 1443 г. и идущие по сей день: стрелка этих часов движется против обычного направления (аналогично часам на ратуше в Праге). На стенах собора изображены английский кондотьер Джон Хоквуд, итальянский наёмник Никколо да Толентино, Данте с "Божественной комедией", на внутренней части купола — сцены Страшного Суда. В соборе установлены бюсты органиста Антонио Скварчалупи, философа Марсилио Фичино и Брунеллески. Брунеллески и Джотто похоронены на территории собора. Апсиды вокруг центрального нефа напоминают лепестки цветка, что отражено в названии собора.
В 1559 году правителю Флоренции Козимо I Медичи срочно понадобилось построить новое здание, где бы разместился суд и административные службы, поскольку места в его дворцах Веккьо и Питти для чиновников и их бумаг уже не хватало. К участию в проекте был привлечен один из величайших мастеров того времени Джорджо Вазари. Уже к 1560 г. началось строительство галереи, спроектированной в виде подковы: 2 крыла тянулись по направлению к площади Синьории, соединявшая их ложа, с висячими садами и предполагавшимся театром на 2-м этаже, выходила окнами на реку Арно. Попутно Вазари спроектировал "воздушный коридор" от Палаццо Веккьо к Палаццо Питти. Это тоже была галерея, но уже над Старым мостом (Понте Веккьо). Идея ее возведения возникла у самого герцога, которому просто надоело каждый раз пробивать себе дорогу сквозь толпы сограждан, направляясь в один из дворцов. На мосту тогда размещались лавки ремесленников и торговцев. От мясных и кожевенных лавок исходили зловония, и, чтобы избежать неприятного запаха, Вазари сконструировал второй этаж над самым старым мостом Флоренции. Специально для Козимо I Вазари устроил в стенах галереи ряд небольших слуховых оконец, через которые прекрасно доносились если не запахи, то сплетни и слухи большого города. C 16 века торговля рыбой, мясом и кожей на Понте Веккьо была запрещена. На их месте появились ювелирные мастерские и магазинчики, от чего мост приобрел название "Золотой мост". На мосту всегда много туристов, постоянно дежурят карабинеры (еще бы, ведь здесь представлены известнейшие "золотые бренды мира").
Строительство Галереи Уффици было завершено только в 1581 г. под руководством Бернардо Буонталенти, так что Козимо I не удалось увидеть его завершения. В 1581 году герцог Франческо I Медичи, являвшийся страстным коллекционером, решил, что Галерея Уффици не будет офисным зданием, а станет хранилищем экспонатов родовой коллекции. Любопытный факт: подлинники скульптур, хранящиеся в Галерее, были взяты Медичи в Ватикане. Папе Пию V не нравились слишком фривольные позы некоторых из них, и он предпочел таким образом от них избавиться. С тех пор собрание будущего публичного музея только пополнялось, как благодаря многочисленным герцогским заказам, так и за счет семейной страсти к коллекционированию произведений искусства. Очень скоро скульптуры и картины в Галерее Уффици просто-напросто перестали помещаться, и тогда для обширного собрания автопортретов знаменитейших художников в первой половине XVII в. был приспособлен "воздушный коридор" на Понте Веккьо. Сегодня в этой коллекции более 1630 экспонатов: от Рафаэля и А. Дюрера до русских художников XIX-XX вв., среди которых И. Айвазовский, О. Кипренский, Б. Кустодиев. Полотен, не являющихся портретами - около 4000, из которых примерно половина находится в запасниках. Герцоги Медичи не поскупились и на мраморную и скульптурную отделку интерьеров галереи. Произвела неизгладимое впечатление созданная Буонталенти Трибуна - круглый зал с богато инкрустированным декоративными раковинами куполом. В настоящее время в этом зале выставлены "Поклонение волхвов" С. Боттичелли, "Святое Семейство" Микеланджело, "Мадонна с щегленком" и "Портрет папы Юлия II" Рафаэля.
В 1737 году герцогиня Анна-Мария, последняя из рода Медичи, передала в дар городу все родовые здания с хранящимися там коллекциями, но при условии, что скульптуры и картины в Галерее Уффици, Палаццо Веккьо и Палаццо Питти никогда не покинут стен родного города. Именно поэтому увидеть "Весну" и "Рождение Венеры" С. Боттичелли, "Кающуюся Марию Магадалину" и "Венеру Урбинскую" Тициана, полотна кисти Вероккьо, Джорджоне, Тинторетто, Караваджо, ван Дейка и Рембрандта можно, только приехав во Флоренцию. Очереди за билетами в Уффици огромные, и, если не прийти очень рано или не зарезервировать их по интернету, можно в Галерею и не попасть. Мы заказали билеты за месяц до путешествия, поэтому значительно переплатили по стоимости. Однако галерея стоит того.
Произвела сильное впечатление Площадь Сантиссима-Аннунциата, спроектированная Брунеллески по заказу гильдии торговцев шелком. На площади выделяется Воспитательный дом. Это приемный дом для детей-подкидышей, стариннейшее учреждение этого рода в Европе. В 1516-1525 годах Антонио да Сангалло и Баччо д’Аньоло построили напротив приюта аркаду — лоджию Сервити. Буква S на фасаде лоджии, похожая на знак доллара, обозначает слово "Santissima". На площади расположены два бронзовых фонтана с чудищами, построенные в 1640 году Пьетро Такка. В центре площади находится статуя Фердинандо I Медичи на коне (автор — маньерист Джамболонья). С северной стороны площади - церковь Сантиссима-Аннунциата в честь Благовещения пресвятой богородицы, построенная в 1250 году и полностью перестроенная в XV веке. И как в большинстве флорентийских соборов - росписи и скульптурные работы известных мастеров. Для местных жителей все настолько привычно, что они даже не удивляются нашему удивлению. А мы от обилия шедевров также были не в состоянии оценить по достоинству увиденное. Кстати, туристов на площади было не много, они предпочитают толпиться на площадях Питти, Дуомо и Синьории.
О многом можно было рассказать и поделиться впечатлениями, но как говорится, "лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать".
Скорее всего, во мне еще не полностью вызрело мнение и впечатление от Флоренции. Есть в ней наряду с величественностью и грандиозностью, нечто скупое и отталкивающее. И это даже не стоимость билетов в музеи. Возможно, простота с которой город демонстрирует свое великолепие и богатство. Удивляешься увиденному и сомневаешься в настоящности. Понимаю, что это следствие воспитания и полученного образования, это отголоски убеждения в существовании некого параллельного мира. А когда бродишь улицами, по которым ходили Леонардо да Винчи, Рафаэль и Микеланджело, сидишь на ступеньках Собора, по которым ходили Медичи, во многом определяющие политику Европы в средневековье, осознаешь: мир велик отношением к нему. Его масштабность в сердце и уме. Он велик настолько, насколько люди уважительны и бережны к происходящему в нем. Все возможно и доступно, главное быть уверенным в этом и не сомневаться в обратном.
От впечатления от Сиены и некоторых городов-замков я и вовсе растерялась, но об этом в другом очерке.
Недавно вернулась из Италии. Вроде бы только вернулась, а уже обратно хочется. Перед поездкой воспользовалась информацией сайта "Россыпи". Спасибо автору за точное, интересное и познавательное повествование. Статья мне помогла, прошла тем же маршрутом и я в восторге. К сожалению, не посетила Уффици, но это план на будущее. Обратила внимание, что реже появляются статьи на сайте. Пожалуйста, пишите. А за дневник путешественника особая благодарность.
Спасибо, Светлана Алексеевна, за интереснейшую экскурсию.
Неоднозначности Ваших впечатлений есть объяснение.
В 1817 году Стендаль написал в своем дневнике после посещения базилики Санта-Кроче:
"...Я был в каком-то экстазе от мысли, что я во Флоренции, так близко к великим людям, могилы которых я видел. Поглощенный рассматриванием возвышенной красоты, я достиг точки соприкосновения своих чувств с небесными ощущениями. Все вокруг словно говорило с моей душой... Я шел, боясь упасть".
Это состояние получило название - синдром Стендаля.
Bellissimo