Гордость устроила прием в честь подруги Чести. Разумеется, среди приглашенных была и Отвага.
Пир удался на славу, которую, однако, почему-то забыли позвать. Но на то она и Слава, чтобы приходить без приглашения.
- Почему же так? Неужто они без меня могут обойтись? - недоумевала Слава. - Зачем тогда все подвиги и риски? Разве не ради меня? - вопрошала она у Доблести.
Храбрая и неразговорчивая Доблесть понимала: ввяжись в спор со Славой, напрасно растеряешь силу. И молчала.
Отвага дерзко отвечала за подругу:
- У тебя, Слава, все равно, что честь, что бесчестье. Дружить с тобою опасно. Уж слишком ты непостоянна.
Хозяйке же статус не позволял вмешиваться в сей спор. Честь честно призналась, что не выносит громких речей и жарких споров. Посему, извинившись, покинула пир.
Доблесть пыжилась. Отвага не унималась:
- Этот спор решить нам срочно надо. Нужна нам Слава али нет?!.
На шум и гам приплелись Зависть и Жалость.
Зависть:
- Не стоит и яйца от курицы-несушки предмет спора сего. Не будь меня, не знали бы вы так близко друг друга.
Смахнув слезу, Жалость дополнила:
- Не сохранили бы себя, не оберегай я вас.
В стороне тихо и смиренно стояла Мудрость. Голос был так тих, что все примолкли.
- ... Ведь только время определяет, что станет славой иль в бесславии умрет. Хозяйка, красотка Гордость, спустись на землю, подруг своих ты усмири. Не бойся имя уронить, гордыню из себя гони.
Пред седовласой Мудростью, чей голос тише и тише был, склонились все в надежде смирение принять. Но голос Мудрости вдруг зазвучал набатом:
- Не может Честь в бесчестье быть, как и Отвага без Доблести дурное может сотворить. А вы, чьё имя страшно произнести, идите с миром, идите прочь. Не должен Человек, чье имя гордое, быть в Зависти и Злобе, скупясь на щедрость и столь мельчая, славным стать.
11.11.2011
Дубль-В, здравствуйте! Рада Вас снова слышать. Творческого человека легко обидеть, тем более начинающего, и критика может убить всякое желание творить. Чтобы разжечь костер, нужно его питать ... Вы, как профессионал, смотрите на формы изложения мысли, а я, как дилетант, - чувствую свою душу, изложенную этими словами. Тем для рассуждений Светлана предлагает много, рассуждайте, выскажите свои мысли как обыкновенного человека, а критику по поводу правильности литературных форм лучше отправьте автору по электронному адресу. "Не забывайте о камертоне. Он не должен быть бесполезным". А на сайте мы собрались не для того, чтобы хвалить или ругать автора, а чтобы разобраться в себе с помощью ее рассуждений. Спасибо!
Не предполагал, что мои некатегорические суждения могут "убить всякое желание творить" и быть восприняты как обидная критика одаренного человека. Ни яда, ни горького лекарства я не готовил. Вероятно, в непонимании виноват я сам (но может быть и Вы воспринимаете меня как человека из чужого, чем-то враждебного мира?). Я ни в чём не утверждал превосходства и не хотел никого ранить. Вместе с сожалением примите и мои извинения.
Моя вина искупается парафразой:
Молчать или не молчать? Вот в чём вопрос!
Не хочется, чтобы дарование мертвили похвалы и молчание. Просто у нас разные вгляды на таланты и поклонников. Искренне Ваш, Дубль-В.
Спасибо за Ваш подробный ответ на мой комментарий.
На этот раз отвечу кратко.
Принимаю Ваш аргумент и впредь молчу о Достоевском. Если вдруг забуду, Вы мне напомните.
В одном я с Вами несогласна. Думаю, считать, что все хорошее уже кем-то написано, слишком пессимистично. Жизнь и так часто бывает нерадостной, давайте все-таки будем верить, что многое еще впереди: и гениальные произведения, и новые жанры.
Надеюсь с Вами "встретиться" в комментариях к следующей работе Светланы. Вы приятный собеседник.
Дубль-В, рада вновь Вас слышать!
Вполне уместные и полезные замечания профессионала. Ждала!
Облачать мысли в удобные слова - непросто, но возможно. Учту!
"На пиру" (впрочем, как многое другое) не вынашивала, не задумывала, написала пока пила кофе. Опаздывала.
Согласна, спешить не стоит, полезно возвращаться. Ответственности не занимать.
Сочетая несочетаемое - нахожу свое. Рассуждения.
Следование законам стихосложения и соблюдение литературных форм необходимо, не спорю. Увы, не научена. Смогу ли?
Не знаю. Надо ли..? Подумаю.
С искренней благодарностью, Ваш Автор.
Благодарю Вас за отзывы. Не старался рецензировать, не хотел быть безучастным к творческим усилиям Автора.
Возможно, Вы, уважаемая Марта, с ней приятельствуете или связаны как-то иначе. Тем лучше. Тогда Вы должны знать, что похвала желанна, но для всякого пишущего почти бесполезна. Иметь "своего" писателя приятно, но нельзя его "складывать" как надушенный батистовый платок и засовывать в свой рукав или карман. Іменно это происходит в результате комплиментов и восторгов. Гениальная М.Цветаева писала в стихотворении, обращаясь к гениальной А.Ахматовой:
От кого похвала, что зола.
От тебя и хула - похвала.
Значит, нужно не только хвалить или преимущественно не хвалить. И, конечно же, не только ругать. А я и не ругаю. Кроме того, всякий автор, если он не идиот, знает, как себя оценить.
Хочу уверить Вас, уважаемая Марта, я стараюсь быть просто полезным. Я кое-что (но не много) смыслю в том, чем занимается С. И всем, себя терзающих пером, радею.
Относительно Достоевского и Ницше. С ними вообще нельзя никого сравнивать или использовать их имя и труды для любых оправданий, тем более, если суждения касаются скромного начинающего автора. Они слишком велики для этого. И священны. Они - в сонме вечных небожителей, на которых мы, муравьи, должны смотреть благоговейно и молча молиться. Ваш довод не принимаю. Простите.
О жанре. Все-таки это притча. Может быть не совсем традиционная, что и есть хорошо.
О жанрах вообще. Увы, новых жанров еще нет и, кажется, уже быть не может. Всё было под луной. Только авторская индивидуальность способна сделать любой жанр желанным ядом. Литературные открытия ХІХ-ХХ стст. основывались не на модернизации жанра, а на глубоко особенном, специфическом авторском видении мира или даже провидении событий, как у Ф.М. Достоевского (напр., "Бесы").
Относительно формы и стиля. Аксиома: чем они безупречней, тем лучше выражена мысль.
Напрасно Вы полагаете, что прозе не нужен ямб. Не буду убеждать, что в прозе применим, - он просто безусловно полезен. И ямб, и любой другой поэтический размер, определяющий форму, помогает в стихах выразить значительно больше, чем можно сказать прозой. Этим отличается самая талантливая поэзия. Напр.:
Муж в могиле.
Сын в тюрьме.
Помолитесь обо мне.
(А. Ахматова)
В трех строках - вся предыдущая мучительная жизнь и такое же будущее. А по-другому было бы хуже: В могиле муж. В тюрьме сын. Помолитесь обо мне.
Прозе можно учиться у поэзии. (подозреваю, что С. способна к этому). Уроки могут быть полезными: огромная свобода, которую предлагает проза, может быть улучшена поэтическим совершенством. И мысли будут лучше и будут лучше выражены. Необходимость экономии "бурного потока" продиктована тем, что новые информационные технологии изменили сознание, в которое лучше моделируются совершенные матрицы. Здесь нет временных границ.
Пражыць сваё ў жыцці -
Адказнае мастацтва:
Адкуль прыйшоў -
Пайсці,
А на зямлі - застацца.
(Р. Барадулін)
Поэтому воду всё-таки нужно экономить.
Еще раз благодарю за отзывы. Искренне Ваш, Дубль В.
Ваш комментарий больше напоминает рецензию литературного критика. Уделив столько внимания анализу формы и стиЛистики, не забыли ли Вы о первоначальном предназначении этой работы? Напомню, "рассуждения и мысли"... Боюсь ошибиться, но предположу, что цель была немного не та, которая бывает у стихов: не песню складно спеть, а заставить задуматься.
Соглашусь с Вами в том, что малые формы в прозе приятны, потому что воспринимаются легче. Но легко ли читать Достоевского, Ницше?.. Не думаю, что нужно "всегда сдерживать бурный поток" мыслей. А вдруг упустишь главное?
Не соглашусь с Вами также в определении жанра этой работы. Я не думаю, что мы с Вами можем требовать полного соответствия канонам того или иного жанра в этом случае. Может быть, это какой-то новый жанр?.. Или стиль. В том, что у работ этого автора свой особый стиль, думаю, и Вы со мной согласитесь.
И последнее: не будем рассматривать работы, написанные сегодня нашей современницей, сквозь призму правил старой школы. Правила -это хорошо, но в меру, только чтобы в нужный момент куда надо направить этот, как Вы выразились, "бурный поток", а не душить его попытками выразить свою прозаическую мысль пятистопным ямбом.
С уважением, Марта
Прочитав, получил удовольствие, которое позволяет мне сделать некоторые замечания. Форма притчи очень трудна, но Вам удалась. И в этой, и в других Ваших работах, на мой взгляд, следует строго избегать слов и выражений, в которых есть оттенок поэтической архаики и стиллистическое несоответствие размышлению, доверительной беседе. Например: "...в сей спор...", "...посему, извинившись...", "...столь мельчая..." Абсолютно безболезненно для "художественности" было бы написать: "В тот (этот) спор...", "и, извинившись...", "так мельчая..." Совершенно грубо в контекст ворвалось "али нет" - как будто икнул в корчме весёленький купчишка. Признаюсь, не хочется знаться с ним.
Я, верояно, капризен. Простите. Но изложение должно быть безупречно простым лексически - без красивостей, которые манят дилетантов, логически ясным, "живым", даже несколько драматическим в сюжетных коллизиях (последнее у Вас получилось не плохо).
Несколько незаконченным вышел финал, а мораль - обязательный жанровый элемент и кульминация произведения - могла быть выражена более ёмко и глубоко. Но Ваши силы гасли, и творческий пыл остывал... Поэтому иногда полезно откладывать написанное в ящик и возвращаться к нему через некоторое время ( и Н.В. Гоголь забрасывал рукописи на антресоли!). Бывает, повествовательные "эффекты" гаснут, теряют свою первоначальную свежесть и даже заставляют стыдиться.
Полагаю, Вы способны научиться удерживать текст в определённом ритмическом звучании, если будете строить прозаические фразы, следуя законам стихосложения: контролировать в них ритм (порядок) ударных и безударных звуков и количество ударных и безударных слогов, которыми определяется звучание (мелодичность) прозаического текста. Это возможно даже в научных трудах и официальных документах (во времена оны так было в дипломатической переписке). Ведь жанр, в котором есть moralis и mores как специфический способ регуляции отношений между людьми, предполагает (но не требует!) этого для того, чтобы воздействовать не только на ум. Здесь может оживать вдруг опыт мантр!
"Маленькие" жанры требуют большого труда. Вы потрудились. Вам спасибо. Сдерживаюсь от вопросов о том, как долго Вы исполняли задуманное, как приходили образы и проч. Здесь тоже важен самоконтроль. Быстрое часто может быть лучше и искреннее, чем витиеватость (у Вас есть к этому ...некоторая склонность...), за которой прячется мысль! Но быстрота - это уже виртуозность. Случается, она бывает внезапной, необъяснимой, но всегда - всегда! - требует труда, вдохновенного напряжения и ясной головы.
Мне кажется, десяток таких притч после тщательной редактуры и критической, придирчивой доработки можно объединить, чтобы опубликовать в небольшом сборнике. Но это может быть опасно, так как соседство нескольких одножанровых "вещиц" требует особенных сюжета и изложения для каждой из них. В противном случае возникнет впечатление скучного однообразия. На первых страницах - интерес, на последних - разочарование.
Но что ж бояться! У нас давно не стесняются кормить мир "писаниями", где смешаны литературная глупость и мессианство.
Мне кажется, Вам следует искать себя в разных жанрах или "соединять" их особенности, но всегда сдерживать Ваш бурный поток. Не я, но Шекспир: "Где мало слов, Там вес они имеют..."
Вы решились стать публичным человеком. Смелости недостаточно, чтобы выглядеть достойно. Прежде всего это требует ответственности по отношению к миру, который Вы хотите усовершенствовать (если не так, зачем марать бумагу?), и диктует уважение к читателю. С другой стороны , требуется деликатность от тех, кому приносится Ваш труд как жертва. Но мнения поклонников и друзей должны внушать осторожность, так же, как и хула, которой Вам не избежать. Камертон для правильного звучания есть в каждом из нас.
Не забывайте о камертоне. Он не должен быть бесполезным.
Искренне Ваш, Дубль-В.