2,5 тыс. лет назад Сократ поставил вопрос "Что есть благо?" и полагал, что найдя правильный ответ, человек перестанет творить зло. Но так ли важно это знать, и станет ли мир добрее, если мы будем знать эти определения. Жизнь показывает, что мир ждет не отвлеченных определений и рассуждений, а конструктивных решений проблем, путей избавления от опасностей физическому и духовному здоровью человека, самому его существованию. Мы ждем изменения ситуации в лучшую сторону от кого-то (или чего-то) другого, но не от собственных действий.
Люди склонны искать персональных виновников зла - некомпетентных руководителей, учителя, который не доучил, доктора, который неправильно диагностировал и так далее. Но смена лиц на "пьедестале виновных" не всегда приводит к изменению ситуации по сути. Разногласия растут. А дело требует согласия. Старая истина: единство в главном, различия в неглавном и во всем любовь - актуальна и сегодня. Таково условие успеха в любом общем деле. Путь к согласию и единству людей не в насилии и принуждении, не в победе одной из сторон, а во взаимном расположении, доброжелательности, любви. Всегда ли любовь способна уберечь от зла? Достаточно ли ее одной для того, чтобы сделать мир добрее?
Мы чаще интересуемся, как устроен компьютер, увлекаемся географией, пытаемся объяснить чудеса природы, достигаем определенных успехов в научной сфере, но в меньшей степени познаем себя. Духовными ориентирами в самоопределении человека являются добро, истина, красота. Нравственное, познавательное и эстетическое начала вместе образуют духовную жизнь общества. Они должны совпадать, ибо являются путеводными звездами, ведущими к одной цели - обретению человеком подлинной жизни. Духовный человек, это человек, для которого существуют и важны вопросы самого общего плана: что есть мир, что есть человек, что я должен делать, чтобы им стать. Когда в обществе ценности отдельного человека выше ценностей государства, оно является обществом высокой нравственности и первостепенной задачей для государства становится создание условий для гармоничного развития граждан. Под нравственностью подразумеваю, в первую очередь, утверждение человеческого в человеке. Если мораль - это правила поведения, установленные обществом, то нравственность - реализация этих правил в жизни.
Для того чтобы желаемые правила поведения стали общепринятыми нормами, необходимо некоторое принуждение. Понять, что новое установление несет позитив, является хорошим, т. е. добром, помогают те, кто это уже осознал, оценил и решил, что они вправе корректировать и устанавливать новые нормы и правила отношений и поведения. Очевидно, что изначально в формировании добра присутствует насилие. Форма его проявления разная и зависит от масштабности и глубины изменений.
Истории известны примеры утверждения блага, хорошего через насилие. Среди прочего следует упомянуть и о принятии христианства (под принуждением крестили язычников) и реформы Петра I, и войны Наполеона в Европе. Это примеры глобального изменения нравственности и морали. Разумеется, они затрагивают и конкретного человека, так как он является исполнителем, а затем и носителем новых моральных устоев. Эти изменения в силу масштабности рассматриваются как прогрессивные, способствующие развитию цивилизации. Но, как бы их ни оценивали, в основе таких нововведений - человек, и установление новых правил поведения - другая нравственность.
Изменения в поведении отдельного человека происходят значительно чаще, нежели в обществе. По мере значительного роста количества индивидов, изменивших свое поведение и отношение к внешнему миру, зреет необходимость изменения стереотипов общественных отношений. В такой ситуации важно, кто является инициатором и идеологом преобразований. Человек или группа лиц, реально оценивающая действительность, понимающая неизбежность преобразований и поэтому предлагающая реформирование. Или же это люди, видящие беспокойство в обществе, несоответствие между желаемым и реальностью, пытаются взять контроль над ситуацией, не допуская при этом ломки прежнего, ради, как они склонны считать, стабильности и определенности. Неоспоримо, что для человека важна определенность и уверенность в завтрашнем дне. Наряду со стабильностью ему важна и комфортность жизни, включающая в себя возможность самореализации и обеспеченную спокойную старость. Незыблемым общество не может долго оставаться. Научно-технический прогресс, информатизация по-новому заставляют выстраивать отношения. То, что имело ценность 100, 50 или даже 10 лет назад, повергается корректировке. Это вовсе не означает, что современное общество - это общество нигилистов. Скорее это время скорректировало наше поведение и отношения. С расширением кругозора, глобализацией происходящего в мире, человек становится не только мобильнее, но и терпимее. Понимая необходимость изменений, он их принимает, соглашаясь на некоторые неудобства в настоящем, ради обретения лучшего в будущем.
Дальновидность и компетентность реформаторов не должна допускать резкого, неподготовленного действия. Поэтому изменения общественных отношений как течение в реке, вроде бы и произвольное, но ограниченное берегами, т.е. законами. В зависимости от рельефа и скорость разная. Так и среди народов. Где глубже корни традиций, где строже религиозность, там изменения мало ощутимы, но они присутствуют. Ведь мир един. Традиционализм общества дополняет законы и является первичнее. Этим можно объяснить, почему Восток не только родина практически всех религий, он дал миру особую философскую систему мировоззрения, плеяду известнейших мудрецов и, вместе с тем, является ярким примером сохранения аутентичности и самобытности. Традиции, укоренились в подсознании, стали нормой, они не оспариваются. В основе таких порядков не внешнее, а внутреннее регулирование.
Чем строже люди соблюдают правила без внешнего принуждения, тем выше духовность в обществе. Основные категории нравственности: добро и зло. Подробнее рассмотрим их.
Добро и зло - противоположные категории, разные характеристики поведения. Они же являются и ответной реакцией на отношение окружающих. Чем выше комфортность жизни, удовлетворенность собою, тем меньше злого и негативного проявления. Сравнивая духовность Востока с европейской, можно предположить, что первая основывается на приверженности и незыблемости традиций, вторая на экономическом благосостоянии. Поэтому духовность западная в большей степени эгоистична, но очень подвижна и толерантна.
Не все в мире добро. Для того чтобы определить добро, есть зло.
Восточная мудрость: у двери счастливого человека должен постоянно кто-то находиться с молоточком и стучать, напоминая, что счастья может и не быть.
Действительно, мы недостаточно ценим то, что имеем. Надеемся и ждем, что произойдет лучшее. Верить в лучшее надо, но при этом не останавливаться и не замирать в ожидании. Добрые поступки быстро забываются, злые помнятся долго. Мы скорее настроены и готовы к добру, чем к злу. Поэтому добрые поступки нами воспринимается как должное действие. Порою у нас не хватает знаний и желаний отличить добро от неспособности поступать вопреки, путаем доброе с неуверенностью и даже трусостью. За добро можем выдать и безразличие к нам.
А вот зло отождествляем с сильным характером и неравнодушием, (я пока не рассматриваю противоправные и злые поступки мелких и подлых людишек, так как они скорее проявление нечеловеческого в человеке, являют собою нечто низкое и недостойное), способностью одного противостоять многим. Оно трогает струнки нашей души. Чаще во "зле" сокрыта правда жизни, сама действительность. Мы этой реалии страшимся и поэтому выдаем за зло. Злой или добрый человек - скажут поступки. Если за добрым делом - бескорыстие, значит дело действительно доброе.
Озлобленность на мир объясняется неустроенностью человека, неудовлетворением его амбиций и желаний. Так важно реально и адекватно соотносить свои желания и возможности. Адекватной самооценке следует учить с раннего возраста, начиная в семье, а затем развивая в школе. Нельзя разграничивать образование и воспитание. Получить знания, уметь применять их, самому искать недостающее - важные, но не исчерпывающие условия для формирования личности. Личность - это и образованный, и воспитанный, целеустремленный человек. Воспитание направлено первоочередно на формирование типа поведения, его коррекцию в зависимости от ситуации. Поставить цель, определиться с тем, к чему стремишься, важно для наполнения жизни смыслом. Наряду с определением и пониманием смысла важно, каким образом и какими средствами он будет реализовываться, цель достигаться. Любой школьный урок, беседа, любое дело должны нести воспитательное значение, быть примером. Необходимо комплексное решение проблемы искоренения зла.
Пока будет существовать человечество, будут и добро, и зло. Соотношение будет напрямую зависеть от уровня развития общества. Чем выше благосостояние общества в целом и каждого его представителя в отдельности, чем более развита личная культура, тем меньше злого проявления. Зло сокрыто в каждом, оно дремлет. И пусть дольше дремлет. Не надо давать поводов для его пробуждения. Ибо оно подобно вулкану, пробуждаясь, уничтожает все на своем пути. Зло следует вытеснять из себя добрым наполнением, для этого у человека должна быть возможность развития и самореализации.
Потенциал человека не знает границ. Когда отсутствуют условия для реализации способностей, талантов, нет поддержки, понимания, формируется в человеке неуверенность и внутренний страх: "Ты не нужен, ты лишний". В силу разных причин, в зависимости от типа характера, интеллектуального развития формируется ответная реакция человека. Одни, смирившись с безысходностью и невозможностью изменения, принимают все как есть, подчиняясь действительности. Другие - "бунтуют". Под бунтом следует понимать несогласие. Среди бунтарей есть и созидатели, есть и разрушители. Человек, как кирпич, обжигаясь, становится крепче. Но кто-то не выдерживает. Вот и причина для зла: неуверенность, дополненная страхами и нереализованность внутреннего потенциала. Для реализации потенциала и себя в человеке не должно быть страха. С детства следует формировать уверенность в себе и своих способностях. У человека должен быть выбор и возможность им воспользоваться. Для осуществления выбора он должен быть внутренне свободен. Свобода является и непременным условием для творчества и возможностью быть самим собою.
"Стань тем, кто ты есть", - говорил Пиндар. Необходимость утверждения человеческого в человеке всем своим творчеством доказывал Ф. Ницше. Человека воспевают поэты, восхищаются художники, объясняют мудрецы. К этому должны стремиться все.
Обрести внутреннюю свободу, и тем самым самого себя, значит впитать в себя все многообразие человеческих отношений для дальнейшего выстраивания отношений с другими. Все взаимосвязано: просвещение, воспитание, быт (комфортность жизни). Если что-то выпадает, будут сложности в условиях для формирования себя.
Внутренняя свобода - это также возможность и способность действовать согласно своим убеждениям. Убеждения должны быть направлены на созидание.
Общая задача родителей, школы - сформировать в подрастающей личности убежденность, основанную на вере в господство доброго, на вере в человека. Когда каждый будет убежден, что человек есть высшее благо на Земле, тогда и отношение к людям будет гуманнее. Его свобода наполнится содержанием добра, он будет ощущать границы ее проявления. Он не позволит, чтобы его свобода стала вседозволенностью и нанесла ущерб другим людям. Формирование человека для человека не только сложно, но и ответственно. Кто не осознает такой ответственности, тот не в состоянии сформировать неконфликтного, доброго человека.
В чистом виде только доброго или только злого человека не бывает. Что-то в нем преобладает. На злые поступки надо отвечать не злом, а по справедливости. Для этого надо обладать сильным характером. Противостоять злу надо добром, попытаться понять причины плохого. Только осудить зло недостаточно, хотя значительно легче уже потому, что найдется у тебя значительная поддержка, многие поспешат разделить с тобою роль борца со злом.
Мало кто осмелится протянуть руку помощи злодею. Получается, что протянуть руку, любовь (как того требует религия) - значит проявить высшую степень добродетели. Но посудите сами, о каком сочувствии и понимании может идти речь, если перед тобою серийный убийца, или "вождь", посылающий на явную смерть миллионы людей. Им не может быть никакого оправдания. Протянуть таким руку - значит самому недостаточно ценить жизнь. Не относиться к ней, как возможности ощущения и получения радости. Простить злодея - согласиться с тем, что он имел право на ужасное деяние. Осуждение и любовь не дополняют друг друга, не являются близкими чувствами. Любовь - радость, чувство глубокой привязанности. Осуждение - неприятие. Следовательно, наше отношение к убийце не может быть любовью.
Допускаю возражения: надо всем дать шанс; все, что свершилось, не вернуть. О каком шансе может идти речь? Жизнь одних - наглядный пример другим. Все должны знать: зло - наказуемо, а не прощаемо!
Прощение зла - малодушие, страх принять и исполнить роль судьи. "Не суди, да не судим будешь", - в свою защиту вспоминают заповедь Библии. Не суди человека, а его поступки. А за поступки надо отвечать - в этом разница! Человеку не ставят в вину его внешние данные, умственные способности, природные склонности. Ему ставят в вину его действие, ведь оно является осмысленным, т. е. пропущенным через сознание, актом. В народе говорят: "Семь раз отмерь - один раз отрежь". Если бы люди задумывались о последствиях своих действий, на многие бы и не отважились вовсе. Но если человек не хочет думать о последствиях, то знать законы и нормы морали того общества, в котором он живет, он обязан.
Только существование справедливости помогает делать добро и уберегает от зла. Во избежание ответственности, осуждения и наказания человек не делает многое из того, что мог бы, даже если эти действия не соответствуют общепринятым нормам и правилам. Запретный плод сладок. Но есть мораль, закон. Задача общества и государства воспитывать нравственность через просвещение и объяснение, что есть зло и как оно наказывается. А читать мораль о добре, т.е. морализировать, надо с осторожностью. Человеку чаще не любо то, что ему навязывают, чему настойчиво поучают. Личный пример - единственное действенное обучение добру.
Можно сделать вывод о том, что формирование представления о добре должно идти через отношения, через пример, а о зле - через осведомленность о его последствиях и мерах наказания, через ассоциативное представление. Зло нельзя умалчивать. Его нельзя прощать. Относиться к нему надо только по справедливости.
Осуждение зла должно происходить обязательно, независимо от степени его проявления. За осуждением - наказание. А его мера определяется степенью негативного проявления и последствиями. Нельзя уподобляться злодею, увлекаясь наказанием. Зло наказанием не истребить, а вот просвещением и образованием уменьшить можно.
Родные, друзья, социум должны помогать оступившемуся, направить его, если этого он заслуживает. То есть, помогать надо тем, кто сам решил исправляться, осознав свое зло, приняв осуждение как прощение, как возможность жить без "тяжкого наследства".
Когда человек, совершивший зло, не признает осуждение, считает себя незаслуженно наказанным - значит, он не желает становиться лучше. В нем жива способность к злу, так как он его таким не осознает. Рано или поздно, он его повторит. Такие люди опасны и должны находиться во всеобщем внимании. Таких надо остерегаться. От таких надо ограждать себя и общество.
Для того чтобы общество было более нравственным и духовным, необходимо усиливать личную ответственность каждого перед всеми.
Кто-то в состоянии сам определиться с нравственным выбором, способен жить в обществе со всеми на равных. Кто-то стремится к особенному положению, поэтому склонен к нарушению общепринятых норм и правил. Чем строже законы и точнее их соблюдение, тем больше возможностей для творчества и свободы, а, следовательно, и общество здоровее, нравственнее. Непопулярный, но, пожалуй, самый эффективный способ нравственности: добиваться дисциплины во всем. И если кому-то недостаточно существующей морали, следует применить и принуждение. Пусть степень его проявления не будет жестокостью, а мерой, не позволяющей уподобляться злому, станет человеческое в человеке.
Декабрь 2010
Допустим человек переходящее звено от животного к чему то высшему. Вначале он хищник питающийся плотью и кровью, а перейдя на более высокую ступень становится более травоядным, поскольку для огранизма растительная пища более подходит и вызывает высокие вибрации. Так и люди, их организм "хищника" направлен на поедание страха перед ним других людей, он питается низшими вибрациями и если это у него резко отнять, он зачахнет поскольку всё его существо устроено на поедание негатива (хотя он тоже стремится быть счастливым). Постепенно, получая всё более чувствительные удары по башке, человек меняет свой рацион и переходит сначала к серым и в конце к белым -чистой "пище". Наше Эго также более любит негатив и когда человек постигает (питается) истиною его Эго начинает уменьшаться, трансформироваться и истина становится важнее эгоистических потребностей, поскольку она ближе к реальности, а не к фантастическим хотелкам Эго.
Это одна из версий.
Меня всегда волнует проблема соотношения доброго и злого. Во многих работах косвенно касаюсь этого вопроса. Вряд ли найдется универсальный способ как побороть зло, ведь в каждом из нас есть и темная и светлая сторона. И борьба со злом начинается прежде всего с борьбы человека самого с собой, что крайне сложно. В каждом конкретном случае возможны свои варианты преодоления. Пожалуй, неравнодушие, способно останавливать зло. Спасибо, что даете ориентиры для размышлений.
Здравствуйте! давно искала ответ на вопрос как бороться со злом наконец частично нашла, можно ли продолжать тему