Утверждение "нет в мире совершенства" способствует рассуждениям о том, а что это такое - совершенство. Нечто красивое, привлекательное, вызывающее восторг и наслаждение. Что-то завершенное и обобщенное, удовлетворяющее взыскательный вкус и являющееся стимулом для развития. Что-то редкое и недоступное, то, что имеет особую ценность и значимость.
Все оценки исходят от человека. Признать совершенным что-то значит самому надо обладать и тонким вкусом и особыми способностями к восприятию. Кроме этого надо быть достаточно ответственным и смелым, чтобы заявлять об этом. Развивая мысль о человеке как о творце красивого и совершенного, можно предположить, что и люди бывают совершенными.
Каков он, совершенный человек? Физические параметры, внешние данные, интеллектуальные способности, чувственное наполнение - набор характеристик, позволяющий составить портрет человека. Совершенный человек - скорее это образ, созданный воображением несвободных умов. Ибо свободные умы независимы, проявляют себя, подчеркивая свою естественность, и не помышляют о совершенстве, но тем самым к нему приближаются. Созданный образ - результат сравнения реального и желаемого.
Стремление к совершенству - программа развития, своеобразный маяк для ищущих. Стоит ли искать совершенство? Может проще умалчивать о некоторых недостатках и огрехах и наслаждаться тем, что имеем? Совершенный - это не пришелец из будущего, это реально живущий человек. А если он реален, значит, не редок, поскольку существует здесь. В чем же сокрыто совершенство человека, в чем заключена его притягательность?
Может ли красота стать символом совершенства, апогеем возвышенного состояния? Быть может красота - всего лишь кратковременное состояние, или же она являет собою процесс познания, в результате которого испытываешь наслаждение от приобретения и постижения? А может быть в каждом человеке сокрыт совершенный человек? И он томится в ожидании родов?
Одни так и уходят, унося в небытие свое совершенство, не раскрыв себя для познания.
Другие, в адских муках родов, производят чудовищное, нелепое, даже ими неожидаемое, подобие человека.
Третьи являют миру дитя кроткое, нежное, способное услышать, возможно, и понять, но по причине слабости и неуверенности, неспособное удержать внимание и наделить окружающих собственной значимостью и ценностью.
У четвертых порою пробуждается бунтарь, жаждущий новизны и преобразований. Ибо в аморфном, недоразвитом состоянии он задыхается. Но и это не совершенный человек, так как в основе его - разрушение. Можно возразить, что разрушение является прологом к созиданию. Но кто даст гарантию тому, что достигнув конкретной цели, он не станет ее отрицателем?
Возможно, и нет надобности в совершенных людях. А можно рискнуть и предположить, что совершенный человек - это результат обретения человеком свободы. Совершенный - значит далекий от предрассудков, управляющий собою, но не подавляющий свои страсти, эмоции, переживания, чувства.
Насколько необходимо сочетание духовного и телесного для определения совершенства? Ласкает, привлекает взор, заинтересовывает и привораживает ум, но удерживает душа.
Когда сам осознаешь силу цельности и гармоничного триединства человека, встаешь на путь познания и создания себя. По мере познания приобретаешь не столько знание, сколько разочарование. Чем глубже погружение в мир познания, тем больше разочарований в достигнутом. Ибо обретенное человек наделяет меньшей ценностью в сравнении с недосягаемым.
Сам процесс бывает заманчивее и интереснее, чем обретенное знание. Испытывая разочарование одно за другим, разочаровываешься в самом человеке. Ставишь под сомнение необходимость такого погружения. Результат - отказ от "болезненного процесса". Ты жаждешь здоровья и благополучия, но не разочарования.
Само же познание не может идти без признания случившегося фактом, событием, требующего переосмысления и преодоления, а может даже и отрицания. Отказавшись от необходимости разочарований и преодолений, человек продолжает жить весьма успешно и умиротворенно. Ибо он приобрел опыт в достаточном для своего уровня развития количестве.
Способность к преодолениям указывает на стремление человека быть совершенным. Во имя развития, постоянно преодолевая разочарования и себя, человек тем самым формирует себя. До тех пор, пока не прервется познание, путь ему будет указывать маяк совершенного.
Остановиться и замереть на достигнутом - значит больше не видеть маяк, не ощущать потребности в совершенствовании. Вместе с маяком ускользает и надежда на достижение совершенства. Тем, кто постоянно стремится падать вверх, следует наполнять свою жизнь познанием и свободой. Одного стремления в обретении свободы, достижении лучшего в развитии недостаточно.
Необходимо признание своих недостатков и заблуждений. Осмыслив, надо сделать их своими учителями, а себя учеником, преодолевающим и, тем самым, познающим себя и мир. Только тот, кто способен признать, что разочарование - это необходимость для восхождения по лестнице познания, не закрывающий себя, а готовый к очередному преодолению, вызывает восторг и восхищение.
Не сотворяйте себе кумиров. Ищите и находите в себе человека, способного к преодолениям. И пусть достает всем сил и мужества принять себя такими, какими являемся в естестве своем. Ибо высшее преодоление - обретение естества. Самое красивое, а следовательно и совершенное - естественное.
Возможно, возникнут сомнения при прочтении, что-то окажется непонятным и неприемлемым, но это и есть доказательство разности людей. Это рассуждение следует прочесть и, возможно, преодолеть. Я ищу человека в человеке. Поиск интересен, и надеюсь, он не прервется с обретением конкретного знания, а станет прологом к очередному познанию.
Познавайте, приобретайте, разочаровывайтесь и тем самым обогащайте себя.
Главное - не останавливаться в развитии.
Комментарии