К

Ватикан

18 августа 2013
1 комментарий
время чтения ~6 минут

Время летит быстро, когда не в ожидании, когда дни насыщенны событиями, и ты постоянно занят. Мне нравятся римские каникулы. Не знаю, почему бытует мнение "увидеть Париж и умереть". Мне Рим показался более привлекательной и более основательной причиной для такого утверждения.

Итак, вчера был Ватикан. Это самостоятельное теократическое государство, занимающее квартал столицы другого государства. Такое необычное месторасположение выгодно и удобно, думаю, двум сторонам. И Риму, так как многие туристы, совмещая паломничество в Ватикан, уделяют внимание и вечному городу, оставляя часть своих сбережений в городской казне. И Ватикану, который, привлекая туристов своим величием и значимостью, пользуется инфраструктурой большого города. Своеобразный комплекс, сочетающий религиозность и светскость, взаимодополняющий и не составляющий конкуренции друг другу.

Ватикан стал самостоятельным государством только в 1929 году, несмотря на то, что резиденцией Римских Пап был уже в XIV веке. Непросто складывались отношения в католическом мире, когда многие правители европейских государств, с целью демонстрации своего могущества, пытались господствовать и над церковью. Тибр хранит тайны и историю отношений светской и религиозной жизни, некогда кипящую, а ныне мирно соседствующую на этой удивительной земле.

Поскольку наша квартира расположена относительно недалеко от священного места, решили встать пораньше и пешком отправиться туда. Пораньше, чтобы туристов было меньше, да и не так жарко. Путь лежал через парк Джаниколо, расположенный на одноименном холме. Холм Джаниколо не относится к семи знаменитым римским вершинам. Это просто холм на правом берегу Тибра высотой 82 метра - с именем в честь бога Януса, величественным памятником Джузеппе Гарибальди на вершине и отличной смотровой площадкой, с которой открываются восхитительные виды на Рим.

В Риме, несмотря на жаркий климат, много парков, садов, да и вообще зелени. Прошли через парк, утренняя свежесть вдохновляла и придавала силы двигаться быстро. Купол собора св. Петра был маяком, так что можно было в карту и не заглядывать. Однако прямых дорог в Риме практически нет, поэтому то, что кажется совсем рядом, не так уж и близко. Петляя, спустились в терминал, прошли через подземную парковку и вышли к Собору с противоположной главному входу стороны. Зашли на территорию базилики безо всякой очереди, как местные. Это только снаружи кажется, что попасть на территорию Ватикана сложно, что он неприступно охраняется, поскольку вокруг стоят оградительные сооружения. Оказалось все значительно проще. Собор поразил масштабами, убранством и величием.

До 1990 года собор Святого Петра являлся самым большим христианским храмом в мире (в 1990 году его превзошел собор в Ямусукро, столице африканского государства Кот Д’Ивуар - бывший Берег Слоновой Кости). Над его созданием трудилось несколько поколений великих мастеров: Б раманте, Рафаэль, Микеланджело,Бернини. Вместимость - около 60 000 человек. Перед входом в собор возвышаются статуи Святых апостолов Петра и Павла. Петр держит в руках ключи от Царства Небесного, врученные ему Господом. В собор ведут пять дверей. Последняя с правой стороны — Святая, и открывается она лишь в Святой год. В древности начало юбилейного года знаменовалось звуком трубы из козлиного рога, называемой “yobel”, откуда и произошло слово “юбилей”. Святая дверь замурована бетоном. Через каждые 25 лет накануне Рождества (25 декабря) перед юбилейным годом бетон разбивается. После троекратного коленопреклонения и трех ударов молота Святая дверь распахивается и папа, взяв в руки крест, первым входит в собор. В конце юбилейного года дверь снова закрывается и замуровывается на последующие 25 лет.

Внутри собор поражает и гармонией пропорций, и своими огромными размерами, и богатством оформления - здесь масса статуй, алтарей, надгробий, множество замечательных произведений искусства.

По всему периметру собора идет вереница капелл, где находятся выдающиеся произведения искусства, драгоценные реликвии христианства, многочисленные гробницы римских пап, королей и императоров. В соборной ризнице находится мраморная доска с именами всех первосвященников, похороненных в Соборе, начиная с первого - апостола Петра. Многочисленные надгробия римских пап, установленные в Соборе, в большинстве своем являются произведениями искусства, выполненными великими мастерами - Джотто, Бернини, Микеланджело, Гульельмо делла Порта, Торвальдсена. В Соборе хранится Копье сотника Лонгина - то самое, которым был пронзен на кресте Спаситель. Оно попало в Рим из Константинополя. В одной из капелл хранится часть мощей архиепископа Константинопольского Св. Иоанна Златоуста. В Соборе находится шедевр Микеланджело - мраморная “Пьета”. Он ее создал на рубеже XV и XVI столетий в возрасте 25 лет. После того, как злоумышленником была совершена попытка разбить статую, её защитили стеклом. Если не знаешь о ее месторасположении и торопишься, можно и не заметить. Вообще с осмотром Собора торопиться нельзя, это настоящая мировая сокровищница.

Я не стану описывать всего увиденного, передам лишь впечатление - восторженность и одухотворенность. Поражена фресками, статуями, порядком, который царит и в храме, и вокруг него, радушием священнослужителей и просто обслуживающего персонала. По-прежнему восхищаюсь итальянским характером - открытым и гостеприимным.

Мы решили, что, будучи в Ватикане, нужно увидеть максимально возможное, и поэтому решили подняться на купол. Высота купола 138 м, внутренний диаметр - 42. Стоимость билета - 5 евро с человека, если поднимаешься пешком и 7 - на лифте. Сложно и волнительно передать ощущения от подъема по лестнице вокруг купола: она кверху постоянно сужалась, так что очень полному человеку по ней трудно перемещаться. Первая смотровая площадка - крыша базилики, здесь есть сувенирная лавка. Затем - смотровая площадка под сводами купола в храме. С высоты увидеть храм изнутри, посмотреть на алтарь, на любопытствующих туристов, а затем поднять голову и удивиться, как в эпоху отсутствия машин и технических приспособлений человек оказался способным к сооружению такого грандиозного храма, как он смог расписать на такой высоте своды купола, выложить мозаики, при этом все четко и красиво. По фризу купола и далее по фризу всей церкви идет мозаичная надпись по-гречески и на латыни со словами Христа: “Ты - Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и не одолеют ее врата адовы; И дам тебе ключи Царствия Небесного; и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах; и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах”. Это нужно просто увидеть!

Завершается подъем смотровой площадкой на верхней части купола. Любование красотами Рима с высоты птичьего полета привлекает многих туристов. Фото на память, да и просто незабываемые впечатления, оставляет базилика Святого Петра.

После базилики отправились в Ватиканские музеи. Там нас ожидала огромная очередь. Повсюду снуют эмигранты из разных стран, обосновавшиеся в Риме и зарабатывающие услугами около туризма и уличной торговлей. За определенную сумму предлагают без очереди пройти в музей. Сумма их услуги - 44 евро с человека, нам же на троих, выстояв больше часа в очереди, билеты обошлись в 40 евро на троих. Опасаться длинной очереди не стоит, продвигается она довольно быстро. Главное запастись водой и зонтиком, чтобы укрыться от палящего солнца. Очередь предоставляет возможность наблюдения за людьми разных народов и нравов, можно за это время прочесть путеводитель, чтобы потом эффективнее потратить время.

Ватикан, несмотря на небольшую территорию, владеет баснословными сокровищами, нужно потратить многие годы, чтобы все изучить, насладиться и налюбоваться ими. В его музеях хранятся бесценные произведения искусства, созданные выдающимися художниками и скульпторами. Ватиканские музеи включают в себя апартаменты Борджиа, капеллу Никколину, библиотеку, пинакотеку, Сиктинскую капеллу, Египетский и Этрусский музеи, станцы Рафаэля, галерею гобеленов и галерею географических карт.

Сокровища и собрания Ватикана накапливались постепенно, но со временем коллекции так разрослись, что остро встал вопрос о необходимости создания отдельных музеев. Для этой цели папа Климент XIV и кардинал Баски (будущий папа Пий VI) решили перестроить старые и построить новые помещения. Строительные работы, которые длились 15 лет, были поручены архитекторам Симонетти и Кампорези. Старый антикварий для статуй был переделан, к нему пристроили восьмиугольный портик, и все эти помещения приспособили под музейные залы. Новый музей получил название Пио-Клементино. В нем расположились Зал Муз, Ротонда, Зал зверей, Галерея статуй, Сад масок и некоторые другие, в которых собраны шедевры древнего искусства многих народов. Например, рядом с Залом муз находится Зал зверей. В нем выставлено множество превосходных скульптур, изображающих животных и исполненных в белом и цветном мраморе.

Музеи надо непременно посетить, чтобы представить насколько талантлив и велик человек. От изобилия шедевров и работ великих мастеров от древности до современности изумляешься, что невольно привыкаешь и уже воспринимаешь не так восторженно, как предвкушал. И все же, оказавшись в Сикстинской капелле, обалдеваешь от восторга и немеешь. Рассматривая своды, создается впечатления, что изображения исполнены в 3D формате, а рука так и хочет отдернуть занавес на стене, а он оказывается рисованный. В капелле по периметру встроены скамейки, так что наслаждаться видами можно долго. Понравилась пинакотека - галерея работ известных художников.

В музеях, а они во множественном числе названы неслучайно, можно провести целый день. Все музеи объединены в один комплекс - здание, вывесками указывается, что переходишь из одного музея в другой. Внутренний двор также интересен, и не только названием и скульптурными изображениями еловой шишки и шара, но и туристами, доверчивыми и любознательными.

Ватикан - не просто отдельное государство, это особый мир гармонии и спокойствия, несмотря на многочисленную армию посетителей. Кстати, женщину в Ватикан не пропустят в одежде с обнаженными плечами и выше колен. Пришлось накануне купить платье подлиннее, чтобы все же увидеть центр католичества. Только по прошествии некоторого времени понимаешь, что надо вернуться, чтобы более осознанно рассмотреть то, что затуманило рассудок при первом впечатлении. Разные мысли витают в голове в отношении необходимости столь изысканного и богатого подчеркивания веры. Сопоставляешь богатства Ватикана с довольно простым убранством католических храмов в других государствах и приходишь к мысли о неслучайном названии Рима столицей мира. Не стоит забывать и о том, что все дороги ведут в Рим. И неважно, что эти утверждения относятся ко временам античности. По-моему убеждению, они актуальны и сегодня. Рим, сохранив наследие античности, остается очень привлекательным для туристов городом. Наверное, обоснованно средоточие в Ватикане мировых сокровищ и религиозных реликвий. Таким образом, предоставляется возможность почувствовать себя сопричастным к огромному наследию мирового искусства сразу. Но для этого в Риме надо оказаться.

Очередной день пребывания в Риме доказал, мир прекрасен и восхитителен. Непременно надо путешествовать, чтобы это понять.

25.07.2013

Колизей - символ и гордость Рима  Ранее
Далее  Из нечаянно подслушанного

Комментарии

user_image
Макс

Красота!

Как будто там побывал!

Проявляется еще один талант НАШЕГО АВТОРА - составление путеводителей. В меру познавательной информации, в меру - практически применимой, и все пронизано личностным отношением.

Чем еще удивит нас Светлана?

Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий